БисмиЛлах, альхамдулиЛлах.
Намаз — это первое требование Аллаха к рабу, который принял Ислам, засвидетельствовав, что нет иного бога, достойного поклонения, кроме Аллаха и что Мухаммад — Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Каждый пропущенный обязательный намаз — большой грех (как минимум, а оставляющий намаз, по одному из мнений — становится неверным). И Хвала Аллаху, что мусульманин стремиться избавить себя от участи грешника, стремясь обучиться намазу и совершать его вовремя.
Но мало кто знает слова, произносимые в намазе и движения с самого начала. И некоторые откладывают начало выполнение фард (обязательных) намазов, до того, как выучат аяты, зикры и мольбы в намазе. Случается так, что сатана отдаляет человека от этого, и беспечный мусульманин забрасывает молитву на потом.
Можно ли начинающему молиться совершать намаз по книжке или с листком?
Пишет шейх Аль-Альбани в «Мухтасар сыфа ас-саля»:
«Он (да благословит его Аллах и приветствует!) велел »человеку, который плохо помолился» читать »Аль-Фатиху» во время совершения намаза*, а тому, кто не мог запомнить её наизусть, сказал: «Говори:
سبحان الله، والحمد لله، ولا إله إلا الله، والله أكبر، ولا حول ولا قوة إلا بالله
Субхана Ллахи, ва-ль хамду ли Лляхи, ва ля иляха илля Ллаху, ва Аллаху акбар, ва ля хауля ва ля куввата илля-би Ллях
«Безупречен Аллах! И Хвала Аллаху! И нет никакого божества, кроме Аллаха! И Аллах Превелик! И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха!»**.
Он (да благословит его Аллах и приветствует!) также сказал »человеку, который плохо помолился»: «Если знаешь что-нибудь из Корана, то прочти это, а если нет, то восхвали Аллаха (т.е. скажи: »Альхамду ли Лляхи»),возвеличь Его (т.е. скажи: »Аллаху акбар») и засвидетельствуй, что нет иного божетсва, кроме Аллаха (т.е. скажи: »Ля иляха илля Ллах»)»***
___
*Аль-Бухари в »Джуз аль-Кира’а хальфа-ль-Имам» (»Глава о чтении (Корана) позади Имама») приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.
**Передали Абу Дауд, Ибн Хузайма (1/80/2), аль-Хаким, ат-Табарани и Ибн Хиббан, который вместе с аль-Хакимом, назвал этот хадис достоверным, и с ними согласился аз-Захаби. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге »Аль-Ирва’ » (303).
***Абу Дауд и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис хорошим. Иснад этого хадиса является достоверным. »Сахих Аби Дауд» (807).
Пер.: Д. Хайруддин.
Говорит имам Ибн Кудама: «Если не может выучить фатиху и заканчивается время для молитвы, то пусть читает такое же количество аятов (7) или букв (т.е. должно быть не меньше аятов и букв) из другого места в Куране. Если не знает ничего кроме одного аята, то пусть повторяет его пока не уровняется прочитанное им размеру фатихи. Если ничего не знает из Курана, то не разрешается произносить вместо него перевод на другой язык, однако пусть он говорит: субхана Ллах уальхамду лиЛлях уа ля иляха илля Аллах, уа Ллаху акбар, уа ля хауля уа ля куввата илля билляхиль-алиййиль азым. Если не может запомнить кроме как часть из этого, то пусть повторяет ее по размеру фатихи. Если не может запомнить ничего из этого поминания, то пусть просто стоит столько времени, сколько нужно на чтение фатихи». См. Аль-Мукниъ 50.
Что касается ташаххуда, то говорит большой ханбалитский ученый Ибн Надджар о такбиратуль-ихрам (первом такбире): «Обязан незнающий выучить его. А если он не способен на это, или не осталось времени, то делает такбир на своем языке. Если он знает несколько языков, то использует тот, в котором смысл отражается лучше. Если это не так (если не знает, что такой-то лучше отражает смысл), то выбирает любой из них (языков). И ТАК ОН ПОСТУПАЕТ С КАЖДЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ЗИКРОМ (в намазе. А ташаххуд — обязательный зикр). И если знает часть (на арабском) — говорит эту часть (зикра на арабском). Если переводит (на другой язык) в намазе желательные зикры, то намаз портится». См. «Мунтаха аль-ирадат» 1/55.
Так же говорит шейх Ибн Баз: «Что касается намаза, то предпочтительнее, чтобы (дуа) читались по памяти, и чтобы они были краткими, сокращенными. И если ты прочитаешь их с листка, например, в ташаххуде, или между двумя суджудами, то нет в этом проблемы».
См.: http://www.binbaz.org.sa/node/4517
Имам Ан-Навави сказал: «У того, кто читает Коран с мусхафа, не нарушается намаз, независимо от того, знает он наизусть то, что читает, или нет. Более того, так ему поступать обязательно, если он не знает наизусть аль-Фатиху… То, что мы упомянули, о том, что чтение с мусхафа не нарушает намаз — это наш (шафиитский) мазхаб, мазхаб Малика (ибн Анаса), Абу Юсуфа (Якуба ибн Ибрахима Аль-Ансари Аль-Куфи), Мухаммада (ибн Хасана Аш-Шайбани) и Ахмада (ибн Ханбаля)». См. «Аль-Маджму’» 4/27.
Спросили шейха Ибн База: «Можно ли имаму читать с мусхафа (с бумаги) в пяти (обязательных) намазах? Особенно в намазе Фаджр, так как предпочтительным в нем является продолжительное чтение. И это из опасения ошибок и забывчивости.
Шейх ответил: «Это разрешено, если есть в этом нужда«.
См.: http://www.binbaz.org.sa/node/907
Источник: Исламский флрум
Можно ли читать Коран во время тарауиха* с книги (мусхаф)?
Некоторые ученые говорили о нежелательности данного поступка, однако правильным мнением является то, что это дозволено без каких-либо порицаний.
Ибн Абу Муляйка рассказывал: “У ‘Аиши был слуга по имени Закуан, который проводил намаз будучи у нее имамом в месяце Рамадан, читая с мусхафа”. аль-Бухари 1/245.
Известный имам из числа последователей (таби’ун) Ибн Шихаб говорил: “Наилучшие из нас читали Коран в Рамадан по мусхафу!” См. “аль-Мудаууана” 1/224.
Имам Малик говорил: “Нет никаких проблем, если имам будет читать Коран с мусхафа в Рамадан, а также во время добровольных намазов!” Ибн аль-Къасим сказал:“Малик порицал это в обязательных намазах”. См. “аль-Мудаууана” 1/225.
Имам Ахмад говорил: “Нет проблем в том, чтобы человек, совершающий с людьми ночное выстаивание, читал по мусхафу”. Его спросили: «А в обязательных намазах?» Он ответил: “Об этом я ничего не слышал”. См. “аль-Маусу’атуль-фикъхия” 33/57.
Имам ан-Науауи сказал: “У того, кто читает Коран с мусхафа, не нарушается намаз, независимо от того, знает он наизусть, что читает, или нет! Более того, это необходимо, если он не знает наизусть аль-Фатиху!” См. «аль-Маджму’» 4/27.
Тут следует отметить, что стоящим позади имама следует слушать чтение Корана, а не стоять также с Кораном в руках, следя за чтением имама, как это делают некоторые. Если для имама чтение по мусхафу является в такой ситуации дозволенным, то нет нужды в этом для стоящих позади него. Из-за этого поступка человек оставляет некоторые необходимые вещи самой молитвы, а именно, не смотрит на место совершения земного поклона, не складывает руки на груди, делает много лишних движений, перелистывая страницы Корана и т.п. На основании этого шейх Ибн Баз и шейх Ибн ‘Усаймин строго порицали этот поступок и говорили, что это является противоречием Сунне.Источник: http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=58&t=5465
* Терауих — название ночной дополнительной молитвы в месяц Рамадан.
Кроме того, вот фетва шейха ибн Бааза, да помилует его Аллах:
Вся хвала принадлежит Аллаху.
Нет ничего неправильного в том, чтобы читать ду’а с листа, если человек не запомнил их, или записать ду’а на листе бумаги и читать их тогда, когда их нужно произносить, как например, в конце ночи, или в течение ночи, или в другое время. Но если есть возможность выучить их и читать наизусть с полной смиренностью и со средоточием, то это лучше.
Что касается чтения ду’а с листа во время молитвы, то лучше читать их наизусть и ду’а лучше выбирать короткие. Если их читать с листа бумаги во время ташаххуда, например, или между двумя земными поклонами, то в этом нет ничего неправильного, но если вы запомните эти ду’а, то это ближе к смиренности и сосредоточению. И Аллах источник сил. Конец цитаты.
Маджму’ Фатауа Ибн Бааз (26/136). http://fatwaonline.net/?view=question&id=118096
Из приведенного видно, что дозволяется читать с листа аяты в тех случаях, когда это не обязательно. Слова же имама ан-Науауи, выделенные жирным, указывают на то, что не знание наизусть столпа намаза, коим является сура аль-Фатиха, обязывает читать с листа. С учётом того, что начинающий совершать намаз читает с листа то, что является обязательным для действительности намаза, то дозволенность этого ещё более явная, чем чтение с листа необязательного.
Поэтому не стоит упускать время молитвы из-за того, что что-то не знаете наизусть. Совершить намаз во время, выполнив его условия, даже если при этом будет необходимость заглядывать в листок или книжку лучше, чем взять на себя грех упустившего намаз. Есть много примеров, как мусульмане обучились намазу, совершая его с листом или брошюрой в руке. АльхамдулиЛлах.
Как быстрее выучить слова и движения в намазе?
Раб Аллаха должен стремиться скорее обучиться совершению намаза. поэтому, если вы совершаете намаз с листка, то следующие советы будут полезны для вас, ин ша Аллах.
- Готовьтесь к намазу. Учите его слова заранее, а не думайте, что раз можно с листком, то напрягаться не стоит.
- Совершайте дополнительные намазы по 2 ракаата. Это и акт поклонения, и причина быстрого усваивания обязательных действий и слов в намазе.
- Просите Аллаха, чтобы Он вам оказал помощь, ведь Он отвечающий на мольбы!
Листок-подсказка для начинающего совершать намаз
Скачать с Яндекс-диска — формат — PDF
Если узнаю ответы более знающих людей конкретно по этому вопросу, ин ша Аллах, напишу здесь.
А Аллаху известно лучше!
Здравствуйте я недавно начила делать намаз первая неделя было так спакойно на душе все правильно делала намаз а вот вторую неделю все забываю путаюсь начинаю заново намаз по несколько раз во время намаза думаю что я пропустила какие то слова что нужно сделать чтобы спакойно савершать намаз
И вам здоровья. Но как прекрасно то, чем почтил Аллах эту общину — Саламом — приветствием мусульман. Поэтому начинайте обращение к мусульманам и мусульманкам с асСаляму алейкум или лучшим. В очередной раз напомню:
Что касается ошибок в намазе и как их компенсировать, то почитайте эту ветку https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=9913 . И вот это тоже почитайте https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=78
Поэтому намаз переделывать не надо, только правильно поступить, при сомнении или ошибке.
И, в целом, на сайте https://asar-forum.com/ — огромное количество полезной информации с доводами и понятным разъяснением. Поизучайте и, ин шаа Аллах, возьмете большую пользу.
А Аллах знает лучше.
Можно ли новичку начинать с Зухра, и так продолжать все Аср, Магриб, Иша? А потом уже начать с Фарда? Или нужно начинать с фарда и так далее?
Начинать надо с того намаза, какое время вошло. Если человек принял Ислам во время, когда вошел и ещё не вышел, например, Аср намаз, то начинает с Асра и т.д. То, что было до этого — прощается ин шаа Аллах. Если же мусульманин, который упускал намазы начинает делать, то опять же — начинает с того времени, которое наступило на данный момент, а за предыдущие пропущенные намазы — кается перед своим Господом.
И надо знать, что среди учёных есть разногласие — выводит ли оставление даже 1 намаза без уважительной (шариатской) причины из Ислама или нет. Так что несовершение даже 1 намаза как минимум хуже, чем грех прелюбодеяния, воровства и др. великих грехов, кроме многобожия.
А Аллах знает лучше.
И не забываем давать Салам перед тем, как задать вопрос.
Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуху. Я только начала учиться читать намаз ,но я ничего не понимаю мне доходит долго я немного путаюсь ,а обратиться в Мечеть за помощью боюсь т.к родители против особенно мама . Родители даже не знают что я утром пытаюсь повторить движение намаза ,а когда я читаю мне страшно я боюсь что зайдут мои родители и будут сильно ругать ,но они верят в Аллаhа.
Как мне все с этим поступить ?
Что делать мне на счёт намаза? боюсь совершить ошибки
Что делать мне с родителями ?хотя они против ,но мне уже 20
Уа алейкум асСалам уа рахьматуЛЛахи уа баракатух.
Да поможет вам Аллах. Намаз — 2 столп Ислама и совершение его — обязательно. Если вы ещё плохо выучили как его совершать (слова, движения), то пользуйтесь книжкой/листком, дозволено подглядывать. Так вы выучите и уже со временем будет по милости Аллах, облегчено.
Не конфликтуйте с родителями, просто говорите, что вам так спокойнее, вы так счастливее. И будьте более обходительны с ними, чтобы он почувствовали благо от того, что вы поклоняетесь Аллаху.
Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуху . Подскажите пожалуйста, я только сегодня намереваюсь делать намаз в первые , какие слова нужно говорить перед этим это сунна намаз или фард ? И обязательно делать во время намаза или в любое время можно трек начать ? Спасибо заранее .
Уа алейкум асСалам уа рахьматуЛлахи уа баракатух!
Да облегчит вам Аллах совершение того, что Он вменил в обязанность Своим верующим рабам. Амин!
Учите то, что предложено в листочке, что есть на этой странице. Если это и не самый минимум, но один из простых вариантов, включающих в себя всё необходимое из слов и дел, делающих намаз действительным, ин шаа Аллах. Как и описано в статье, можете в начале читать с листочка, держа его в руках, кладите рядом, когда идёте в земной поклон и берите снова в руки, когда поднимаетесь. Если у вас есть книжка, по которой учитесь. то можете зажимать её в подмышку, если не рискуете её помять (опять же, для земных поклонов).
Я рекомендую сначала делать обязательные (фарды), так как упущение фарда — это большой грех (минимум). А когда есть время (вы дома и и не торопитесь, то делайте и суннаты. Фарды упускать нельзя, а за совершение суннат-намазов — большая дополнительная награда, а если не сделали, то нет греха, ин шаа Аллах. Хотя как же прекрасен раб, который не упускает возможности приблизиться к своему Господу, веря в Его обещания.
Если что-то непонятно написал — спросите конкретно, проблем нет.
А Аллах знает лучше.
Ас-саляму алейкум. У меня вопрос. Дело в том что я выучил аль фатиху и аль ихляс на арабском. Но путаюсь в словах и в движении что сопровождает поклонения. Можно ли их проговаривать на русском. Читая с листка.
Уа алейкум асСалам уа рахьматуЛЛахи уа баракатух!
Если вы ещё не знаете или неуверенно выучили (т.е. на начальной стадии) важные слова поминания в стоянии, поясном поклоне, саджда или сидении), то продолжайте по мере надобности пользоваться листком, используя транскрипцию, но произнося слова на Арабском. Т.к. не пришло ничего от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ни от сподвижников, да будет доволен ими Аллах, за которыми Аллах также приказал следовать, чтобы они произносили или дозволяли произношение или чтение в намазе не на арабском.
Возможно, я не понял корректно вопрос, но суть такова — на неарабском языке в намазе говорить не надо (не буду говорить «харам», так как есть мнение, что дуа в саджда и в последнем ташаххуде, после обязательных зикров некоторые учёные дозволяли. А Аллах знает лучше)
Однако, если вы сами себе хотите подсказывать, например, какой это ракаат (вести счёт), то делайте это в сердце, не произнося языком. Ин шаа Аллах, тут нет проблем.
Если я неправильно понял вопрос и ответил «не по теме», то поясните на примере.
Да облегчит мне и вам Аллах поклоняться так, как Он приказал, чтобы не быть из тех, кто будет опечален в Судный день. Амин!
Подскажите пожалуйста для начинающих, который ниразу не встала на намаз, будет ли грех, если буду читать молитвы и какие нужео
Вопрос не до конца понятен. Я отвечу на основании своего понимания. Если я не правильно понял, то уточните, пожалуйста, что имеете в виду.
С принятием Ислама человек прощаются все его предыдущие грехи, упущения. Мусульманин должен начать совершать обязательный пятикратный намаз в установленное для не время, соблюдая его условия. Восполнение намазов, которые были упущены до принятия Ислама или, если это грешный мусульманин и начал совершать намаз так, как предписал ему Аллах, — не требуется. За упущения нужно каяться и просить прощения — это условие, ин шаа Аллах.
Да поможет вам Аллах следовать Прямому пути, снискать Его Довольство и быть из числа тех, кого Он прощает и введёт в Рай. Амин!
Ответил Реюс ибн Юсиф.
ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаах
можно ли произносить Аль-Фатиха и Ташахуд на русском. Просто если я выучу то не виду смысла проговаривать набор слов. Если на русском то понимаю и думаю о каждом сказанули слове??
ответ: Уа алейкум асСалам уа рахьматуЛлахи уа баракатух.
Нет, это, как и другие зикры и мольбы в намазе необходимо произносить на арабском. Ислам распространялся на запад и на восток, на север и юг, сподвижники назначались наместниками и в разные страны, где народы говорили не на арабском, однако всегда требовалось читать намаз на арабском и не было исключения. И я уверен, что если бы прочитаете несколько раз, вникнув в смысл каждого аята, то ни за что не скажете, что это набор слов и звуков. Коран (а сура аль-Фатиха — «мать Писания») — это Речь Аллаха, Свят Он и Велик, и сделал Коран лёгким для верующих.
Вот, воспользуйтесь одним из самых понятных и лёгких тафсиров известного учёного 20 века ас-Саади, да смилуется над ним Аллах, который переведён на русский, прослушайте на арабском каждый аят и посмотрите перевод смыслов и полюбите Слово Аллах и не будет это для вас набором звуков, как это является для неверных, а станет причиной вашего приближение к Господу Миров, ин ша Аллах: https://quran-online.ru/1/saadi
Так следует знать что нет ПЕРЕВОДА Корана на какой либо язык, а есть ПЕРЕВОД СМЫСЛОВ Корана. Перевод смыслов — это для понимания, а чтение в намазе на языке, который Аллах выбрал для поклонения для Себя — это условие молитвы, без которого намаз не принимается.
Не обязательно вам слово в слово знать падеж и склонение каждого слово в аяте. Зная смысл аята и читая по правилам чтения — достаточно, ин ша Аллах. Дальше станет легче, ин ша Аллах.
Подробнее разъяснил брат Амаш здесь. https://www.asar-forum.com/viewtopic.php?f=64&t=19316
Да облегчит вам Аллах поклоняться Ему Одному должным образом. Амин.
А Аллаху известно лучше.
Ответил Реюс.
Во время намаза можно да читать листу для начинающих
Да. Статья же об этом.
И не забывайте про «Салам».