В Коране Аллах указывает нам на способ совершения омовения (вуду или вузу), который осуществляется перед молитвой, описанный следующим образом: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток». (Коран 5:7)
Как совершать малое омовение (вуду) в исламе
«Вуду»- это акт поклонения, осуществляемый до молитвы с тем, чтобы очиститься перед тем, как становишься перед Аллахом, а также рекомендуем перед чтением Корана, для при отходе ко сну и т.д. Он производиться в следующей последовательности:
Последовательность совершения вуду (ритуального малого омовения)
1. «Ният» — намерение о том, что «Вуду» (омовение) производится в угоду Аллаха. Место у намерения — в сердце, и ничего произносить не надо.
2. Произносится вслух: «БисмиЛлах», что означает Во имя Аллаха.
3. Начать омовение рук до кистей — 3 раза.
4. Прополоскать рот и нос 3 раза.
5. Ополоснуть лицо — 3 раза.
6. Омыть правую руку до локтя (включительно) — 3 раза.
7. Омыть левую руку до локтя (включительно) — 3 раза.
8. Намочить руки и провести ими по волосам ото лба к затылку и обратно — 1 раз.
9. Одновременно указательными пальцами обоих рук протереть внутри ушей, а большими пальцами за ушами. Позволительно намочить для этого ладони отдельно после обтирания волос на голове. — 1 раз.
10. Омыть правую ногу до щиколотки — 3 раза.
11. Омыть левую ногу до щиколотки — 3 раза.
Затем произнести (не обязательно, но желательно):
«Ашхаду Аля илляха илла Аллах, Ва ашхаду Анна Мухаммадан Расул Аллах», что означает: «Я утверждаю, что нет божества заслуживающего поклонения, кроме Аллаха, и я утверждаю, что Мухаммад — Его слуга и Пророк». Эта фраза не должна произноситься вслух в отхожем месте, т.к. имя Аллаха не произносится в подобных местах.
Пророк, саллаллаху ва алейхи ва салам, сказал, что грехи того человека будут смыты вместе с нечистой водой, как капли, спадающие с кончиков его ногтей, который, подготавливая себя к молитве с должным вниманием отнесется к омовению.
Что нарушает малое омовение:
- Справление малой и большой нужды
- Выход газов из анального отверстия
- Выделения смазки при возбуждении или спермы
- Глубокий сон
- Опьянение, потеря сознания, сумасшествие
- Употребление верблюжьего мяса
- Прикосновение к половому органу
- Малое омовение делает недействительным все то, что делает недействительным и большое (гъусль)
Хадисы, в которых описывается малое омовение (вуду)
Передают, что Хумран,7 вольноотпущенник ‘Усмана,8 да будет доволен ими Всевышний Аллах, рассказывал, что ‘Усман велел принести ему воды для совершения омовения. Затем он трижды помыл кисти рук, затем прополоскал рот и нос и высморкался, затем трижды помыл лицо, затем трижды помыл правую руку до локтя и то же самое сделал с левой рукой, затем [мокрыми руками] обтер голову, затем трижды помыл правую ногу до щиколотки и то же самое сделал с левой ногой, после чего сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил омовение таким образом, а затем сказал: “Если человек совершит омовение так, как это сделал я, а затем совершит молитву из двух рак‘атов, в которой не станет беседовать с самим собой, то Аллах простит ему совершенные ранее грехи».
Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Передают, что ‘Абдуллах ибн Зейд ибн ‘Асым,9 да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что один человек попросил его: «Можешь ли ты показать мне, как совершал омовение Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?» Он ответил: «Да». Затем он велел принести ему воды, а когда ее принесли, то слил немного воды на руки и дважды вымыл их, затем трижды прополоскал рот и нос, затем трижды умыл лицо, затем дважды вымыл каждую руку до локтей, а потом обтер голову, проведя обеими руками спереди назад и в обратном направлении».
Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
В другой версии хадиса говорится: «Он начал обтирать голову с передней части, пока обеими руками не достиг затылка, а затем провел ими в обратном направлении, пока не достиг того места, с которого начал».
Передают, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб5, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Если кто-либо из вас совершит омовение надлежащим образом, а затем скажет: “Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник” (ашхаду ан ляя иляяха илляллааху вахдаху ляя шариика ляху, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюху), – то перед ним непременно раскроются восемь райских врат, дабы он мог войти туда через любые из них».
Этот хадис передали Муслим и ат-Тирмизи, причем в версии последнего говорится: «Если кто-либо из вас совершит омовение надлежащим образом, а затем скажет: “Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник. О Аллах! Сделай меня одним из тех, кто кается и очищается” (Ашхаду ан ляя иляяха илляллааху вахдаху ляя шариика ляху, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюху. Аллаахумма-дж‘алнии минат-тавваабиина, вадж‘алнии миналь-мутатаххириина), – то перед ним непременно раскроются восемь райских врат, дабы он мог войти туда через любые из них».
Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Если кто-либо из вас совершит омовение и наденет кожаные носки, то пусть обтирает поверх их и совершает в них намаз. А если он не окажется в состоянии полового осквернения, то может не снимать их, если захочет».
Этот хадис передали ад-Даракутни и аль-Хаким, и последний назвал его достоверным. Они же передали похожий прерванный хадис со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Всевышний Аллах.
Передают, что Абу Хабба рассказывал, что во время омовения ‘Али ибн Абу Талиб,4 да будет доволен им Всевышний Аллах, помыл дочиста кисти рук, затем трижды прополоскал рот и трижды прополоскал нос, затем трижды умыл лицо и трижды помыл предплечья, затем один раз обтер голову, а затем трижды помыл ноги до щиколоток, после чего сказал:
«Я хотел показать вам, как очищался Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха».Этот хадис передали Абу Давуд, ан-Насаи и ат-Тирмизи с достоверной цепочкой рассказчиков. Ат-Тирмизи сказал, что это – самое достоверное сообщение по этому вопросу.
Передают, что Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел мужчину, на стопе которого остался участок величиной с ноготь, которого не коснулась вода, и сказал ему: «Вернись и соверши омовение, как следует».
Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи.
Передают, что ‘Абдуллах ибн Зейд, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, брал воду для обтирания ушей, не довольствуясь той, что осталась после обтирания головы.
Этот хадис передал аль-Бейхаки с достоверной цепочкой рассказчиков. С этим также согласился ат-Тирмизи. В версии Муслима говорится: «Он прополоскал рот, а затем прополоскал нос и высморкался. Затем он трижды умыл лицо, затем трижды помыл правую руку и трижды помыл левую руку. Затем он взял воду для обтирания головы помимо той, что оставалась у него на руках. Затем он дочиста помыл ноги». Из хадисов известно, что он старался всегда поступать таким образом.11